– Исторически и географически основной конкурент Крыма – Краснодарский край. Более узко – северная часть, район Анапы, Геленджика. Их объединяет то, что и туда, и в Крым значительная часть турпотока едет на собственных автомобилях. Я раньше предполагал, что люди таким образом экономят, но в последние годы, видя, какие машины туда въезжают, это стремление наших туристов не расставаться со своей машиной даже на отдыхе. Это удобно и экономично. И в былые годы, и сейчас Анапа и Крым внимательное смотрят друг на друга в начале сезона – какие цены на отели. Ялта – самый дорогой курорт Крыма, Сочи – Краснодарского края. В сегменте массового туризма, от двух до четырех звезд, цены и сервис сходные, но в Сочи значительно больше отелей, номеров. Там при неблагоприятном стечении обстоятельств отельеры могут снизить цены, динамика более мобильная, быстро реагирует на спрос.

По мнению Сергея Ромашкина, отдых в Крыму востребован, поэтому изменений цен на проживание в отелях на полуострове не наблюдается.

А через года два турпоток зафиксируется за счет людей, живущих в нескольких областях соседней России. То, что сейчас приводят данные про 57% потока через мост – это чтобы показать целесообразность, мол, мост сразу дал какие-то большие цифры. На самом деле никто не может это посчитать, достоверных данных просто нет. Зато есть другие реальные маркеры – это сети отелей, объекты туристической инфраструктуры: появляются там люди или нет. А по политической категории цифра может быть любая.

Пример приведу: знакомые повара спросили у отеля на первой линии, можно ли там поставить шашлыки. Говорят: а чего их ставить? Людей нет, спроса нет. Или там есть несколько объектов, причем нижний ценовой диапазон совсем, – говорят, были туристы на неделе, заехали, а там под 50 номеров. Но может быть, что где-то пусто, а где-то густо. Туристов нужно нормально и грамотно считать – тогда и разговор будет предметный. А если мы считаем по пассажиропотоку, то есть 750 тысяч машин, в каждой по 3 туриста – вот вам 2 миллиона. А туристы это или нет, никто их не спрашивал.

«Почему из Крыма не выходит нашего Лазурного берега», с подзаголовком: «Продать современному туристу советский сервис и космические цены можно только однажды». Журналист Сергей Мардан сделал обзор цен на отдых в Крыму и пришел к таким выводам:

«Никакие инвестиции больших корпораций, новый аэропорт, трасса «Таврида» и прочие мегапроекты этого положения не исправят. Тысячи небольших гостиниц, кафе и рестораны, экскурсионные бюро и сервисы проката автомобилей, устричные фермы и сувенирные магазины открывают в любом туристическом городе Европы и Азии не корпорации, а самые простые люди. То, что спустя пять лет москвичи или екатеринбуржцы едут открывать свой бизнес в Батуми, а не в Евпаторию и Севастополь, говорит не о том, что они боятся санкций. Это говорит о том, что игра не стоит свеч. Что они уверены в том, что бывшие украинские, а теперь российские чиновники и менты разденут тебя как липку, что стоимость строительства в Крыму выше чем в Подмосковье, что разговоры об особой экономической зоне остаются анекдотами как «дальневосточный гектар».

https://ru.krymr.com/a/realnost-i-statistika-turisticheskogo-sezona-v-krymu/30033662.html