крым пирс

Крымские руководители «министерства» курортов и курортных предприятий хватаются за любой повод уже сейчас раздуть масштабы будущего сезона. Так, «минкурортов» уже «прогнозирует повышенный спрос на отдых в Крыму на майские праздники», «министр» Сергей Стрельбицкий заверяет, что «цены на отдых в Крыму ниже в среднем на 15-20%, чем в Краснодарском крае». А директор муниципального унитарного предприятия (МУП) «Туринфоцентр ЮБК» Юрий Булка, который возглавлял ялтинскую делегацию на туристской выставке «Интурмаркет-2016» в Москве, уже заявил, что «Ялтинский стенд вызвал большой интерес среди участников и гостей».

Ситуация, однако, напоминает пословицу «не гонялся бы ты поп за дешевизной», поскольку даже замглавы Ростуризма Алексей Конюшков заявил, что рост туристического потока в Крым не должен сказаться на снижении качества отдыха, потому что «минкурортов» заявляет, что в этот год перепрыгнет с 4,9 миллиона до 8, а то и до 10 миллионов.

Надежды Сергея Аксенова на то, что именно Крым заменит потерянные Турцию и Египет, не оправдываются
Между тем, дела обстоят гораздо сложнее, чем в ажиотаже рекламы их рисуют крымские ответственные за курорт. Во-первых, надежды Сергея Аксенова на то, что именно Крым заменит потерянные Турцию и Египет, не оправдываются. Это видно по подготовке российского «Аэрофлота» к летним перевозкам. Так, в рекламном материале «Перелет на летнее время» («Огонек», № 12, стр. 20-21) указывается, что на первом месте по планируемому спросу российских туристов на перелеты стоит Греция, на втором – Испания, а четвертое и пятое занимают Болгария и Кипр. Вот, какие страны заменят Турцию и Египет, но не Крым.

В целом российский «Аэрофлот» объявляет, что в нынешнем году общее число маршрутов увеличится с прошлогодних 355 в 65 стран до 417-ти в 68 стран. Это продиктовано расширенным спросом на мировые курорты со стороны российских туристов, не желающих ограничиваться Крымом, хотя его и рекламируют как «Крым – ваш! Приезжайте!»

Поэтому «Аэрофлот» на лето, кроме уже существующих рейсов, открывает в упомянутые страны дополнительные рейсы на Валенсию, Аликанте (Испания), Бургас (Болгария), а также дополнительно во французский Лион. Кроме того, если раньше на лето в сезон дождей прекращались полеты в Пхукет (Таиланд), то сейчас это не планируется, и россияне смогут воспользоваться тамошними курортными услугами даже в сезон дождей.

Серьезный рост курортного и туристического спроса среди россиян эксперты предсказывают Вьетнаму и Черногории
Серьезный рост курортного и туристического спроса среди россиян эксперты предсказывают Вьетнаму и Черногории. «Аэрофлот» уже планирует дополнительные рейсы в Хошимин, и сразу три маршрута в Черногорию – в аэропорт Тиват и в Подгорицу.

Российский авиаперевозчик на лето расширяет сообщение с Казахстаном, к рейсу на Караганду добавляются рейсы на Астану, Актау, Актобе, Алма-Ату, Атырау и Шымкент.

Кроме того, за счет код-шеринговых соглашений география перевозок россиян этим летом расширяется дополнительно на 17 государств – Албания, Алжир, Босния и Герцеговина, Гана, Индонезия, Ирландия, Исландия, Кения, Люксембург, Камбоджа, Мальта, Македония, Марокко, Португалия, Саудовская Аравия, Словения и Тунис. А то послушаешь крымских «политиков», так по их словам только и света в окне для россиян, что Крым.

На лето у российского «Аэрофлота» три «дочки» – «Россия», «Доавиа» и «Оренбургские авиалинии» объединились в одну под названием «Россия», и у него еще остаются две дочерних авиакомпании «Аврора» и «Победа», которые и возьмут на себя перевозки значительного количества российских туристов. В частности, обе они развезут туристов из аэропорта «Владивосток» в китайский Далянь, Харбин, Новосибирск и Якутск, а из Хабаровска в Пекин, но до Крыма доставать они не планируют. «Победа» открывает рейсы для туристов в Братиславу и Вену, Кельн и Милан, в Менингем, Мюнхен и Цюрих.

На упомянутый выше Кипр «Победа» будет возить туристов из России в Пафос и в Ларнаку.

В то же время силами этой авиакомпании на лето увеличиваются количество рейсов на курорты Краснодарского края, открываются дополнительные рейсы в Сочи и Анапу
В то же время силами этой авиакомпании на лето увеличиваются количество рейсов на курорты Краснодарского края, открываются дополнительные рейсы в Сочи и Анапу, из Нижнего Новгорода, Ярославля, Нижнекамска и Воронежа. В то же время российские эксперты курортной отрасли отмечают, что среди россиян растет спрос на курорты Абхазии, однако «поскольку авиасообщения с непризнанной республикой нет, это дополнительная нагрузка на сочинский аэропорт Адлер, в который «Аэрофлот» и его дочерние авиакомпании и будут доставлять российских туристов. Ни о росте спроса среди туристов на Крым, ни о планировании дополнительных рейсов «Аэрофлота» на полуостров, эксперты ничего не говорят, наоборот, фактически окрик Алексея Конюшкова в адрес крымских политиков призван снизить уровень их хвастовства и ожиданий массового потока туристов.

Он отмечает, что «магия цифр» не должна волновать ответственных за туризм чиновников – главное, как пройдет сезон с точки зрения качества. Проблемы мы знаем, но для туриста они должны быть незаметны, – убежден замглавы федерального агентства. Он считает, что «улучшению качества предоставляемых услуг, по его словам, будет способствовать дальнейшее внедрение стратегии продаж пакетных туров и отдыха по системе «все включено». Кроме того, вопрос качества напрямую связан с круглогодичной работой объектов. «365 дней в году Крым должен работать». Но дело то в том, что это не проблемы Крыма, система продаж важна для тех регионов, откуда россияне будут ехать в Крым. Утверждение о «365 днях в году крымский курорт должен работать» – это чистой воды фантастика, спрос на Крым есть в основном в июне-августе, с 1 сентября уже все разъезжаются, а зимой в Крыму делать вообще нечего.

Конюшков предложил учесть опыт работы Краснодарского края по разработке стратегии круглогодичного отдыха и подчеркнул, что в настоящее время все ветви власти сходятся в одном – необходимости развивать туризм. Так-то так, однако успех зимнего курорта в Сочи объясняется гарантированным наличием там снега зимой. А в Крыму совсем другой климат, и снег, пригодный для очень ограниченного катания на лыжах, бывает только на Ай-Петри, да и то в редкие зимы. Например, этой зимой, снега не было даже на Ай-Петри.

Средняя заполняемость крымских курортов составляет уже не 28, а только 5,6%
Неунывающий крымский «министр-оптимист» Сергей Стрельбицкий рассказывает, что, якобы чуть ли не все россияне стремятся в Крым, что, как видим, не подтверждается объективными данными авиатранспортников. В то же время, по его данным, средняя заполняемость 155 учреждений, работающих в марте, составляет 28%. При этом санатории в Саках заполнены на 55%, в Большой Ялте – на 32%. Но если учесть, что 155 баз размещения – это всего лишь пятая часть всех здравниц, то получается, что средняя заполняемость крымских курортов составляет уже не 28, а только 5,6%. Чему радоваться?

Главная надежда у крымских «министров» на два фактора. Во-первых, в России постановлениями правительства о запрете выезда за границу очень многим категориям граждан путь на мировые курорты закрыт, и поэтому некоторым из них, тем, которым не удастся попасть на курорты Сочи, конечно же, придется удовлетвориться Крымом. Во-вторых, по всей России сейчас идет колоссальная кампания по мобилизации курортников в Крым – для этого сильно удешевляется проезд, выдаются субсидии на путевки, вовсю работает преувеличенная и обманчивая реклама полуострова. Многие могут соблазниться рекламой крымских цен, которые «на 15-20% ниже краснодарских», но это сейчас, а в летний период они наверняка сравняются, или даже будут превышать сочинские, как это всегда происходит.

Получается, что Крым для россиян – это принудительный курорт. Хочешь-не хочешь, а либо соблазнят, либо заставят, либо поставят условие, что только Крым и ничего больше, и придется ехать в Крым. Понятно, что этими возможностями пожелает воспользоваться вовсе не российская аристократическая публика, а такой контингент, которому не нужен ни качественный, ни разнообразный отдых, который может удовлетвориться пляжем и гастрономом. Снижение требовательности и интеллектуального уровня значительной части российских туристов давно уже беспокоит крымских операторов, хотя они и пытаются не говорить об этом вслух, чтобы не попасть в опалу и не лишиться и того, что есть. Проблема, однако, существует, и создается она именно этими методами организации туристических потоков, которые применяются для Крыма, и рано или поздно, но она обострится и потребует решения.

Даже странно, почему крымские «министры» не испытывают чувства стыда и унижения из-за применения таких методов «вербовки в Крым на отдых», как это было бы с каждым действительно профессиональным организатором отрасли?

Артур Воронин, экономический обозреватель